Борис Грубман: фронтовик, медик, поэт |
16.05.2023 09:36 |
Автор: И.Дарьина, «Дняпровец» В редакцию газеты «Дняпровец» пришло письмо из Петрозаводска, от Раисы Фёдоровны Пименовой, вдовы Григория Борисовича Грубмана. Она обратилась к нам с просьбой рассказать об отце её покойного мужа, известном в Речице человеке, Борисе Григорьевиче Грубмане, поскольку в начале мая исполнилось 100 лет со дня его рождения. В этот же день поступил и звонок из профсоюзного комитета Учреждения здравоохранения «Речицкая центральная районная больница» с таким же предложением, ведь Борис Григорьевич отдал порядка четверти века работе в стоматологии г.Речицы. И сегодня наш рассказ об этом замечательном человеке - фронтовике, медике, поэте.
Борис Григорьевич Грубман родился в 1923 году в г. Умани Черкасской области Украины. Юность его была опалена войной.
Вот так рассказывает сам Борис Григорьевич о тех суровых годах в сборнике «Воспоминания и стихи медиков-фронтовиков», изданном в 2005 году Гомельской областной организацией Белорусского профсоюза работников здравоохранения: «В 1941 году я поступил в Киевское военно¬медицинское училище. Там меня застала Великая Отечественная война. Училище эвакуировали в г. Свердловск, где в 1942 году нас, курсантов, досрочно выпустили, присвоив военное звание «военфельдшер» (позже - лейтенант и майор медицинской службы - прим. авт.). Я попал на фронт в составе 42-й стрелковой дивизии, командиром санитарного взвода пехотного батальона».
В марте 1942 года 42-я стрелковая дивизия заняла оборону около Тулы и держала её год, не давая фашистам прорваться к Москве. Бои носили так называемый «местный характер» и были крайне ожесточенными.
В 1943 году - наступление. Б.Г.Грубман уже лейтенант, командир санитарного взвода 44-го и 459-го стрелковых полков. В августе был награждён орденом Красной Звезды.
Тогда полку довелось спешно отступать, а семь человек медиков и раненых разной степени тяжести остались на месте и оказались перед врагом впереди своих. Фашисты начали контратаку. Рядом был лес, но отойти к нему не получалось. И тогда, чтобы отбивать атаки немецкой пехоты медики и легко раненые взяли в руки автоматы. Они открывали огонь из разных мест траншеи, словно там находилась не горстка защитников, а значительные силы. Это заметили наши войска и по фашистам ударила артиллерия. Немцы ответили из минометов. Так защитники траншеи оказались под двухсторонним огнем, который продолжался целый день. В том бою Борису Григорьевичу посчастливилось остаться живым и даже без ранений.
Позднее он прибыл с докладом к командиру полка, где в тот момент находился генерал, командир дивизии, спросивший о вражеских танках. В ответ прозвучало, что танков не было. Далее был непростой разговор с командира полка на тему почему же отошел полк. А генерал снял свой орден Красной Звезды и прикрепил на гимнастерку командира санитарного взвода. Конечно, потом этот орден вернулся к командиру дивизии, а Борис Григорьевич получил свой.
Всё это происходило на Смоленщине, где 42-я стрелковая дивизия получила почетное наименование Смоленской.
Далее из воспоминаний Б.Г.Грубмана: «Моими главными задачами была организация выноса тяжелораненых с поля боя, оказание первой доврачебной помощи и эвакуация раненных в тыл. Все долгие годы войны я находился на передовой и в нелёгких условиях выполнял свои обязанности. Потерял много друзей и хороших товарищей».
Шло освобождение Белоруссии. Очень тяжелыми были бои в районе Орши, населенного пункта Ленино, где 42-я стрелковая дивизия воевала вместе с 1-й Польской дивизией им. Тадеуша Костюшко. Очень трудно далось и форсирование реки Проня.
«В боях под белорусским г. Горки, где мы воевали с 1-й Польской дивизией им. Тадеуша Костюшко, при вражеской бомбёжке я был засыпан землёй, а товарищи откопали меня и тем спасли мне жизнь, - вспоминал фронтовик. - В ноябре 1944 года, когда мы вышли к границе Белоруссии (река Нарев), я был ранен в лицо и левый глаз. Потом меня эвакуировали в Москву, где проходил лечение в двух эвакогоспитолях».
Тогда бои шли на Гродненщине, неподалёку от границы. Санитар, с которым шли вместе, погиб, наступив на мину, а Б.Г.Грубману осколки попали в лицо и в глаз. Он был оперативно доставлен в Москву. Счёт шёл на часы и минуты. Потом выяснилось, что если бы его привезли не в этот день, а чуть позже, то Борис Григорьевич мог ослепнуть навсегда.
Находясь на фронте, Б.Г.Грубман начал писать стихи. В госпитале были утеряны его тетради с первыми поэтическими опытами. Стихов он полностью не помнил наизусть, лишь их отрывки, и потом часто сожалел о потере.
«В марте 1945 г. в составе новой воинской части был направлен на фронт, - рассказывал ветеран. - В том же месяце победно вступил на территорию северной Германии, где прослужил до 1947 г. В составе Группы советских оккупационных войск. В 1945 г. я встретил девушку, которую полюбил и женился на ней».
Это было в Восточной Германии, именно там Борис Григорьевич познакомился со своей будущей женой Марией Федоровной, которую во время войны фашисты вывезли туда на принудительные работы. Молодые люди создали семью, в которой родились сын Григорий и дочь Ирина.
Ветеран имел награды: орден Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны 1 степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», юбилейные медали к 60-летию и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а также к 65-летию и 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко- фашистских захватчиков.
После демобилизации, с июня 1947 года, Борис Григорьевич работал фельдшером на Одесской железной дороге, был начальником санитарно¬контрольного пункта узловой станции Помощная, а также секретарем партийной организации поликлиники и станции.
В 1949 году Б.Г.Грубман поступил в Харьковский медико-стоматологический институт. По его окончании, в 1954 году, был направлен в Речицу, где стоял у истоков организации в нашем городе стоматологической службы и зубопротезного отделения, которое и возглавлял почти четверть столетия. Затем до 1993 года работал врачом- ортопедом-стоматологом.
Грамотный, ответственный, понимающий специалист и замечательный человек быстро завоевал уважение речицких жителей. Его как профессионала своего дела знали не только в Речице, но и за её пределами. Работу свою Борис Григорьевич очень любил, постоянно расширял знания, улучшал навыки, вносил новые научные методы в протезирование и добивался хороших результатов. Борис Григорьевич Грубман был признанным авторитетом, причем как для коллег, так и пациентов.
Начав слагать стихи еще во время войны, Борис Григорьевич сохранил любовь к поэзии на всю жизнь.
«В конце 70-х я вновь начал писать стихи и поэмы, - вспоминал Б.Г.Грубман. - Вступил в литературное объединение при речицкой газете «Дняпровец», где часто печатался».
Настоящим подарком талантливому автору стал поэтический сборник «Час встречи с Богом», изданный Речицкой центральной районной больницей в 2003 году. В 2008 году областным комитетом профсоюза работников здравоохранения была издана поэма «Размыты болью строки».
«Вся жизнь моя, мои раздумья и мои надежды отражены в моих стихотворениях…» – отметил когда-то поэт в своей записной книжке.
С его творениями сейчас можно ознакомится и в интернете. Борис Григорьевич Грубман вел свою страничку на сайте Стихи.ру (https://stihi.ru/avtor/bogrub). Там опубликовано 326 его произведений, которые прочли почти 19 тысяч читателей, на его стихи опубликовано 96 рецензий.
В музее Речицкой центральной районной больницы, созданном профсоюзным комитетом совместно с администрацией медицинского учреждения, хранятся ценнейшие экспонаты. Еще при жизни Борис Григорьевич Грубман передал в него заметки, датированные 21 сентября 1944 года, которые были сделаны на немецкой бумаге, а также капсулу, в которой в годы войны стерилизовались шприцы. Рядом располагается сборник произведений медика и поэта.
Бориса Григорьевича Грубмана не стало в ноябре 2016 года, он покинул этот мир на 94-м году жизни. Но память о нём живёт в его многочисленных свершениях и творчестве.
При подготовке публикации использованы материалы статьи Петра Ребенка «Проза» и поэзия бывшего фронтовика Бориса Григорьевича Грубмана, написанной для УЗ «Речицкая ЦРБ» |