Поиск по сайту

Опрос

Владеете ли Вы информацией о платных услугах, предоставляемых Речицкой ЦРБ? Если Да - откуда узнали?
 
Рациональная организация учебной деятельности PDF Print
Tuesday, 12 May 2015 10:13
Автор: В.В. Жураковский, заместитель главного врача по МЭиР

Особого нервно-психического напряжения требует учеба, которая является разновидностью умственного труда и нуждается в регламентациях на основе гигиенических принципов. Оптимальной с гигиенических позиций можно считать организацию, обеспечивающую сохранение устойчивой работоспособности в процессе учебных занятий без развития выраженного утомления. От перегрузок учебными занятиями, прежде всего, страдают самые старательные ученики. В настоящее время педиатры все чаще встречаются с «синдромом отличника», т.е. с хроническим переутомлением учащегося. У девочек-отличниц, например, он проявляется задержкой полового развития, ювенальными кровотечениями, инфантилизмом, а в последующем и нарушением репродуктивной функции. У них эта патология встречается чаще, чем у остальных сверcтниц.

Для обеспечения правильного и гармоничного развития детей необходимо, чтобы учебная нагрузка соответствовала их возрастным возможностям и позволяла сохранять работоспособность.

Нельзя забывать, что выполнение любой работы состоит из нескольких периодов:

1 – врабатывания;

2 – устойчивой работоспособности, или оптимального состояния, зависящего от вида работы и состояния организма;

3 – компенсаторной перестройки, когда появляются лишь первые признаки утомления;

4 – утомления при продолжающейся работе.

Изучение колебаний работоспособности учащихся в возрастном аспекте также позволило выделить несколько периодов, характеризующихся наибольшими неблагоприятными сдвигами работоспособности. Таким первым критическим периодом является начало обучения в школе, когда ребенок должен адаптироваться к новым условиям, нагрузке, обязанностям, режиму. В 5-м классе в связи с введением предметного обучения показатели работоспособности вновь ухудшаются. И, наконец, на завершающем этапе среднего образования из-за увеличения учебной нагрузки наблюдаются значительные изменения работоспособности как в течение дня, так и в течение недели и учебного года. К факторам, способствующим формированию неблагоприятного характера динамики работоспособности, относятся: отклонения в состоянии здоровья; отягощенность раннего анамнеза; неблагоприятные микросоциальные условия; дополнительные нагрузки (музыкальная школа, спортивная секция). Наибольшее негативное влияние оказывает комплексное сочетание неблагоприятных биологических и социальных факторов.

Особой заботы родителей требуют школьники с низким исходным уровнем работоспособности и быстро наступающей в результате учебной работы выраженной усталостью. Эти дети могут быть отнесены к т.н. группе риска.

 

 
 

Сайт Президента РБ   Сайт Министерства здравоохранения РБ     Сайт Речицкого райисполкома  
Сайт Федерации профсоюзов РБ Сайт Здоровые люди Сайт Гомельской обл. организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения
Сайт БелМАПО     Сайт БГМУ     Сайт УО Мозырский государственный медицинский колледж      Сайт УО Гомельский государственный медицинский колледж   
счетчик посещений